Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова
115522, Москва,
ул. Москворечье, д. 1
Пн-Пт: с 9:00 до 17:00
Eng Готовность анализов

Исследование нового гена человека LINC00493 показало, что его РНК и белок имеют различные функции в клетке

Количество генов длинных некодирующих РНК (днРНК) человека сопоставимо с количеством белок-кодирующий генов. Однако на сегодняшний день функционально аннотировано только небольшое количество днРНК. При этом известно, что днРНК могут участвовать во многих ключевых клеточных процессах, включая регуляцию экспрессии генов на транскрипционном и посттранскрипционном уровнях. Более того, экспрессия длинных некодирующих РНК может изменяться при различных патологических состояниях, и нарушение их регуляции может играть важную роль в прогрессировании заболевания. На сегодняшний день в базе данных lncRNADisease2.0 содержится информация о 19’166 днРНК, ассоциированных с 529 заболеваниями, как моногенными так и полигенными, включая сердечную недостаточность, церебральное повреждение, гипертензию, опухолевые заболевания.

В данной работе сотрудниками лаборатории функциональной геномики была детально исследована широко экспрессируемая длинная некодирующая РНК LINC00493. Впервые была определена точная экзон-интронная структура LINC00493, её клеточная локализация, влияние на физиологию клетки. В результате было показано, что LINC00493 влияет на жизнеспособность клеток в зависимости от типа клеток.

В процессе работы было также найдено, что LINC00493 имеет малую открытую рамку считывания, которая кодирует небольшой белок SMIM26. В вышедшей недавно работе Fouzia Yesmin с соваторами было показано, что  SMIM26 взаимодействует с митохондриальными белками. Таким образом, можно было бы переквалифицировать LINC00493 в белок-кодирующий ген. Однако, проведённые эксперименты по нокдауну и оверхэкспрессии  LINC00493 позволяют предположить, что на жизнеспособность клеток влияет как белок SMIM26, так сама последовательность транскрипта LINC00493, при этом влияние это противоположно.

Konina D, Sparber P, Viakhireva I, Filatova A, Skoblov M. Investigation of LINC00493/SMIM26 Gene Suggests Its Dual Functioning at mRNA and Protein Level. International Journal of Molecular Sciences. 2021; 22(16):8477. https://doi.org/10.3390/ijms22168477