Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова
115522, Москва,
ул. Москворечье, д. 1
Пн-Пт: с 9:00 до 17:00
Eng Готовность анализов

В МГНЦ начала работу служба психологической поддержки пациентов

Прием ведет клинический психолог Анна Левчина. За поддержкой могут обратиться семьи, в которых есть случаи наследственных заболеваний. Подробности о приеме психолога можно узнать в регистратуре по телефону +7(495) 111-03-03 и по адресам электронной почты online@med-gen.ru и levchina@med-gen.ru

Анна Левчина рассказала в интервью, как она пришла в психологию, какие задачи перед собой ставит и что ее вдохновляет в работе.

Из эндокринологии – в психологию 

По первому образованию я врач-эндокринолог, работала, в основном, с пациентами с расстройствами пищевого поведения, которых мы вели совместно с психологами. В моей практике эндокринолога пациенты с наследственными заболеваниями встречались крайне редко. До того, как я пришла работать в сферу медицинской генетики, об орфанной патологии я знала только из университетской программы. Уже работая эндокринологом, я поняла, что психотерапия, как составляющая часть работы с пациентами, мне не менее интересна, чем медикаментозная терапия. Это заставило меня пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию клинического психолога. На переподготовке мы особое внимание уделяли изучению подхода «терапия принятия и ответственности», осваивали методики, помогающие пережить горе. Как только я начала работать психологом, я поняла, что очень много семей остаются один на один со своей бедой - диагнозом ребенка, у них даже не возникает мысли обратиться за помощью, и это одиночество может сделать семью уязвимой.

Помочь пережить горе 

О наследственных, генетически обусловленных заболеваниях, широкому кругу людей известно очень мало, поэтому иногда даже диагноз онкологического заболевания эмоционально травмирует меньше, чем орфанный диагноз. Это происходит из-за того, что генетические болезни выглядят для пациентов чем-то неизвестным, непонятным, а также из-за высокого уровня стигматизации. Некоторые родители близки к мысли, что они виноваты в болезни ребенка, хотя такая мысль совершенно не имеет оснований, поскольку с диагнозом, в том числе наследственного заболевания, может столкнуться любая семья. Однако эти мысли заставляют родителей чувствовать себя изолированными, одинокими в своем несчастье. Семья начинает жить не свою жизнь, а жить диагнозом, что является еще большей трагедией, чем сама болезнь ребенка.

Задача психолога – помочь семье пережить горе и научить справляться с заболеванием.  По своей практике я вижу, что для многих становится открытием тот факт, что проживание горя - это определенный процесс, он имеет свои стадии, которые должны сменять друг друга. Психолог помогает семье не застревать в горе, а двигаться к освобождению от него: выстраивать новую жизнь, находить новые смыслы. 

Пациенты меня вдохновляют  

Меня, как и любого терапевта, в первую очередь вдохновляют результаты работы. От сессии к сессии я наблюдаю, как мы справляемся вместе с семьей. Шаг за шагом, от момента, когда кажется, что жизнь остановилась и больше невозможно будет испытать положительные эмоции, до первой улыбки, первой маленькой радости, первой мысли, что жизнь продолжается. 

Еще вдохновляют пациенты, которые сами становятся опорой для других: создают сообщества и организации, проводят школы, мастер-классы для родителей, видят смысл в том, чтобы помочь тем, кто столкнулся с такой же проблемой. И, конечно, сил в работе придает мысль о том, что мы создаем что-то новое и очень важное: комплексную систему психологической поддержки семей с наследственными заболеваниями.