Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова
115522, Москва,
ул. Москворечье, д. 1
Пн-Пт: с 9:00 до 17:00
Готовность анализов

17 сентября – День осведомленности о семейной средиземноморской лихорадке

Семейная средиземноморская лихорадка также известна под названиями семейный амилоидоз, периодическая или армянская болезнь. Ее причина – патогенные варианты в одном из самых небольших по размеру генов MEFV, который кодирует белок пирин, участвующий в регуляции воспалительных процессов. У пациентов случаются спонтанные приступы лихорадки, которые могут сопровождаться воспалением серозных оболочек и развитием плеврита, перитонита, синовита. Наиболее тяжелым осложнением является системный амилоидоз. Несмотря на то, что сегодня известна молекулярная причина, это заболевание оставляет немало загадок. О них рассказал заведующий лабораторией ДНК-диагностики МГНЦ, профессор кафедры молекулярной̆ генетики и биоинформатики ИВиДПО МГНЦ, член-корреспондент РАН Александр Поляков.

В Медико-генетическом научном центре имени академика Н.П. Бочкова работает программа диагностики периодической болезни. На сегодняшний день обследовано более 1200 пациентов, у 270 человек диагноз подтвержден молекулярными методами, выявлены патогенные варианты на обоих аллелях. Еще у 270 человек патогенный вариант установлен только на одном аллеле. Коварство периодической болезни состоит в том, что в ряде случаев патогенного варианта в гетерозиготном состоянии может быть достаточно для развития симптомов. Поэтому это заболевание можно назвать рецессивным с частичной пенетрантностью у гетерозиготных носителей. Некоторые болезни, в зависимости от конкретного генетического варианта, могут проявляться и как рецессивные, и как доминантные, таким примером служит миотония Томсена/Беккера. Загадка средиземноморской лихорадки в том, что один и тот же патогенный вариант даже у членов одной семьи может проявлять себя и как рецессивный, и как доминантный.

Ген MEFV небольшой по размеру, он содержит всего 10 экзонов, но при этом 97% патогенных вариантов сосредоточено в 10 экзоне. Поэтому при подозрении на семейную средиземноморскую лихорадку, в первую очередь, выполняется секвенирование по Сенгеру 10 экзона. Если выявляются варианты только на одном аллеле, но при этом у пациента есть клинические проявления, тогда секвенируется весь ген. В том случае, если и это не дало результатов, в МГНЦ анализируется панель генов наследственных лихорадок.

Распространенность периодической болезни среди этносов средиземноморского региона может быть связана с эффектом основателя. Есть также теория, что гетерозиготные носители патогенных вариантов получают селективное преимущество и передают патогенный вариант следующим поколениям. Схожая ситуация отмечалась у носителей патогенного варианта F508del в гене CFTR, который в гомозиготном состоянии приводит к муковисцидозу. У гетерозиготных носителей отмечалась устойчивость к холере. Возможно, что из-за вышеперечисленного, именно этот патогенный вариант широко распространился, особенно, в Европе.

Одно из названий заболевания – армянская болезнь, потому что среди представителей этого народа она встречается наиболее часто, у одного из ста человек. Каждый пятый является гетерозиготным носителем. В России, по оценкам сотрудников лаборатории ДНК-диагностики, частота заболевания сравнима с фенилкетонурией, муковисцидозом, спинальной мышечной атрофией и другими часто встречающимися наследственными болезнями.

Стоит отметить накопление заболевания среди народов Дагестана: по результатам исследований, которые проводили специалисты МГНЦ, расчетная частота встречаемости заболевания в регионе составила 1:2100 человек.

«Мы предполагаем, что медицинские специалисты могут пропускать пациентов с этим диагнозом, поэтому мы проводим специальные конференции, чтобы повысить осведомленность о средиземноморской лихорадке. ДНК-диагностика должна выступать тестом первой линии у представителей определенных народов при наличии симптомов даже без семейной истории болезни», – отметил Александр Поляков.

Сегодня для детей с периодической болезнью благодаря фонду «Круг добра» доступна патогенетическая терапия. В настоящее время лечение получают 116 пациентов.