Специалисты МГНЦ проиллюстрировали важность интеграции WGS с дополнительными исследованиями для точной диагностики
Эпилепсия является одним из наиболее распространенных неврологических расстройств, около 1% населения мира страдает этим заболеванием. Ежегодно выявляется 50 новых случаев эпилепсии на 100 000 человек. Важно, что в 70-80% случаях заболевания эпилепсией причиной становятся генетические факторы.
К группе тяжелых эпилепсий, которые обычно начинаются в раннем возрасте, и встречаются редко, относятся энцефалопатии развития и эпилептические энцефалопатии (ДЭЭ). Заболевания включают в себя широкий спектр расстройств, которые могут возникать как по генетическим, так и по негенетическим причинам. Генетические ДЭЭ связаны с патогенными вариантами в различных генах с различными молекулярными функциями.
Статья специалистов Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова на эту тему, которая называется «Патогенный вариант de novo HNRNPU, связанный с развитием эпилептической энцефалопатии с наследственным вариантом потери функции KANSL1, разрешенным с помощью анализа РНК», опубликована в журнале «Molecular Genetics&Genomic Medicine».
В своем исследовании ученые описали случай пациента с клинической картиной ДЭЭ. На прием к врачам-генетикам Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова обратилась семья с жалобами на задержку развития и эпилепсию у ребенка. Специалисты провели несколько исследований, в том числе, полногеномное секвенирование (WGS), но диагноз оставался не ясен.
«Широкая клиническая и генетическая вариабельность, обнаруженная при ДЭЭ, представляет собой значительную проблему для точной диагностики даже при использовании комплексных диагностических подходов, таких как секвенирование всего генома», – рассказал заведующий отделом функциональной геномики МГНЦ, д.б.н. Михаил Скоблов.
С помощью WGS эксперты идентифицировали несколько вариантов-кандидатов в генах HNRNPU, NIPBL и KANSL1. Последующий анализ показал, что только вариант в гене HNRNPU возник de novo, в то время как остальные были унаследованы от здоровых родителей. Именно вариант в гене HNRNPU и был определен как причинный.
«При этом, ранее описанный вариант патогенной потери функции (LoF) у KANSL1, унаследованный от здоровой матери, усложнил интерпретацию результатов. Тщательное исследование с использованием анализа РНК показало, что вариант в гене KANSL1 расположен в дублицированном локусе, который не продуцирует функциональный белок, что объясняет отсутствие вклада варианта в развитие патологического фенотипа», – пояснил Михаил Скоблов.
По мнению авторов исследования, данный случай доказывает важность интеграции WGS с дополнительными исследованиями для точной диагностики и понимания молекулярной основы отсутствия влияния варианта LoF в гене KANSL1 на фенотип пациента.
Эксперты подчеркнули, что исследование было выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Авторы: Дарья Акимова, Дарья Гусева, Мария Нефедова, Михаил Скоблов
Прочитать статью можно по ссылке: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/mgg3.70127

