Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова
115522, Москва,
ул. Москворечье, д. 1
Пн-Пт: с 9:00 до 17:00
Готовность анализов

Специалисты МГНЦ приняли участие в конференции Московского общества медицинских генетиков «Междисциплинарный подход при планировании и ведении беременности»

С докладами выступили:

  • профессор кафедры медицинской генетики Института высшего и дополнительного профессионального образования МГНЦ, д.м.н. Елена Заклязьминская;
  • врач-генетик высшей квалификационной категории консультативного отделения, ассистент кафедры организации здравоохранения, общественного здоровья и медико-генетического мониторинга Института высшего и дополнительного профессионального МГНЦ, член экспертного совета по фенилкетонурии, соразработчик федеральных клинических рекомендаций Елена Шестопалова;
  • заведующий лабораторией генетики нарушений репродукции, профессор кафедры генетики эндокринных болезней Института высшего и дополнительного профессионального образования МГНЦ, д.м.н. Вячеслав Черных

Участники конференции обсудили врожденные пороки сердца, нарушения формирования пола, а также юридические и этические вопросы генетического тестирования, преимплантационной диагностики, психологические аспекты общения с пациентами и многое другое.

Профессор кафедры медицинской генетики Института высшего и дополнительного профессионального образования МГНЦ, д.м.н Елена Заклязьминская отметила, что 80% врожденных пороков сердца относятся к несиндромальным формам, а 20% составляют синдромы, среди которых примерно половина клинически неидентифицируема. При этом в 65% случаев молекулярная причина врожденных пороков сердца остается неизвестной даже после полногеномных исследований.

«К сожалению, сегодня нет российского гайдлайна по процедуре генетического исследования. Американские и европейские рекомендации гласят, что при изолированных, спорадических случаях врожденных пороков сердца в семье эффективность генетического консультирования высокая, а генетического тестирования низкая. То есть, на консультации родители получают ответы на свои вопросы, однако генетическое тестирование позволяет узнать причину болезни не более чем в 1% случаев. Если речь идет о несиндромальном, изолированном пороке сердца, который имеет семейное наследование, то необходимо назначить исследование таргетной панели генов или экзома. По результатам исследований нужно оценить риск повторного случая в семье и направить пациентов на медико-генетическую консультацию. При спорадическом синдромальном случае диагностика зависит от стартовой клинической гипотезы. Если ее нет, то на первый план выходят цитогенетические методы исследования, и только следом за ними идет полноэкзомное секвенирование в формате «трио», - подчеркнула Елена Заклязьминская.

Эксперт также отметила, что сегодня развиваются геноспецифичные подходы терапии для заболеваний, которые 10 лет назад были некурабельны. В первую очередь это относится к RAS-патиям, в практику лечения которых входят ингибиторы mTOR.

Врач-генетик высшей квалификационной категории консультативного отделения, ассистент кафедры организации здравоохранения, общественного здоровья и медико-генетического мониторинга Института высшего и дополнительного профессионального МГНЦ Елена Шестопалова отметила, что в связи с введением массового неонатального скрининга, а также программ селективного скрининга растет количество пациентов, у которых установлен диагноз орфанного метаболического заболевания. Беременность у таких пациенток должна протекать под контролем мультидисциплинарной группы специалистов. Кроме того, врачу-гинекологу необходимо выстраивать динамическое наблюдение с учетом диагноза пациента. При этом есть случаи, когда пациентки в возрасте 15 – 16 лет уходят от контроля лечения, не соблюдают диету, что создает риски при будущей беременности.

«По данным Регистра больных с фенилкетонурией и другими видами гиперфенилаланинемии в Российской Федерации, с возрастом пациенты снижают строгость диеты или вовсе уходят от контроля лечения. Если у пациентки на фоне декомпенсации наступает беременность, концентрация метаболитов оказывает тератогенное воздействие на плод. Женщина может не сообщить о своем диагнозе врачу-гинекологу, следовательно, он не сможет установить причину пороков развития плода, в том числе, пороков сердца. Также могут возникать послеродовые осложнения в виде задержки психомоторного, речевого развития, эпилепсии и других. Для самой матери повышаются риски метаболических кризов во время беременности и родов», - рассказала Елена Шестопалова.

По информации европейских специалистов у пациенток с орфанными метаболическими заболеваниями при декомпенсации может развиться острая печеночная недостаточность, что потребует реанимационных действий. Елена Шестопалова особо подчеркнула, что необходима комплексная система, при которой лечебно-профилактические учреждения будут направлять пациенток с орфанной патологией в профильное медико-генетическое учреждение для определения тактики ведения беременности. Также необходимо наладить взаимодействие перинатальных центров и медико-генетических консультаций для организации мониторинга беременности.

Заведующий лабораторией генетики нарушений репродукции, профессор кафедры генетики эндокринных болезней Института высшего и дополнительного профессионального образования МГНЦ, д.м.н. Вячеслав Черных остановился на аномалиях развития половой системы ребенка, осветил юридические и медицинские вопросы выбора пола плода. Он отметил, что существует большое количество разнообразных нарушений формирования половой системы, однако не все они диагностируются. Мягкие формы могут встречаться у 1 – 2% популяции, кроме того, могут быть распространены мозаичные формы, которые диагностируются уже в зрелом возрасте. Например, у пациентов с синдромом Клайнфельтера это заболевание выявляется в связи с бесплодием. Основной документ Российской Федерации, который регламентирует выбор пола плода – закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 55 гласит: «При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом». Основная группа заболеваний, при которой допускается выбор пола плода, это Х-сцепленные рецессивные. В этой группе насчитывается около 300 нозологий. Реже встречаются Y-сцепленные заболевания и сочетанные врожденные аномалии.

«Актуален вопрос о том, что считать тяжелым заболеванием, при котором допускается выбор пола плода. Патогенные варианты, затрагивающие локусы, связанные со сперматогенезом и фертильностью, не рассматриваются как тяжелые нарушения развития, поскольку часто не ведут к умственной отсталости и не связаны с тяжелыми врожденными пороками развития у их носителей. Однако существуют такие нарушения Y-хромосомы, которые становятся причиной других проблем со здоровьем, помимо бесплодия. Например, нарушений полового, физического и психомоторного развития. Американское общество репродуктивной медицины подчеркивает, что при решении вопроса выбора пола необходимо учитывать медицинские показания и помнить о таких этических ценностях как родительская автономия, репродуктивная свобода, а также необходимость обеспечить соблюдение интересов будущего ребенка», - заявил Вячеслав Черных.