Специалист МГНЦ Анна Воронкова выступила с научно-популярной лекцией о муковисцидозе в парке Зарядье

Лекция ведущего научного сотрудника Научно-клинического отдела муковисцидоза Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова, к.м.н. Анны Воронковой состоялась в рамках проекта «Метафаза» в парке «Зарядье». Врач-педиатр работает в отделе уже 35 лет, с самого момента его основания. При ее непосредственном участии совершенствовались механизмы помощи российским пациентам. В лекции эксперт рассказала об истории муковисцидоза от открытия заболевания до современных походов к лечению, а также о том, под какими масками может скрываться муковисцидоз у взрослых, и что должны знать молодые люди при планировании семьи.
В 1936 году педиатр Гвидо Фанкони впервые описал основные клинические проявления муковисцидоза, а уже через два года, в 1938-м, полное описание болезни дала патологоанатом Дороти Андерсен. Именно она обнаружила кисты в поджелудочной железе пациентов, из-за которых заболевание получило название «кистозный фиброз». В 1953 году исследователи обнаружили повышенную концентрацию хлоридов в поте пациентов. Именно с этого момента в арсенале врачей появился метод диагностики, ставший классическим – потовая проба по Гибсону-Куку. Открытие гена CFTR и его белкового продукта в 1989 году стало новой вехой не только в диагностике, но и в изучении патогенеза заболевания. Научные достижения позволили разработать программы помощи пациентам. Тогда же был открыт самый частый патогенный вариант гена - F508del. В 1990 году при Институте медицинской генетики, который сегодня носит название Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова, был организован Научно-клинический отдел муковисцидоза.
С 2007 года все новорожденные в России проходят скрининг на муковисцидоз. Это дало возможность своевременно начинать базисную терапию, повысить качество и продолжительность жизни пациентов. Однако те, кто рожден до введения скрининга, могут узнать о диагнозе уже во взрослом возрасте. Анна Воронкова подчеркнула, что подросткам, впервые столкнувшимся с необходимостью ежедневных ингаляций, приема препаратов, сложно адаптироваться к новому образу жизни. Поэтому ранняя постановка диагноза важна не только чисто с медицинской точки зрения, но и с психологической. Врачам необходимо помнить, что у подростков и взрослых муковисцидоз можно заподозрить по клиническим признакам. Эксперт призвала обращать внимание на пациентов с рецидивирующими пневмониями, кашлем с большим количеством мокроты, бронхиальной астмой, не поддающейся лечению, а также с бронхитами, особенно, если микробиологические исследования показывают наличие синегнойной палочки. Внимательно стоит отнестись к пациентам с нарушениями полового развития, хроническим синуситом, полипами носа. В таких случаях врачам необходимо направлять пациентов на потовую пробу. Также муковисцидоз может являться истинной причиной кишечной непроходимости, синдрома нарушенного кишечного всасывания, цирроза печени. Члены семей пациентов с уже установленным диагнозом также должны пройти исследования.
В 2025 году престижную премию фонда Ласкера в номинации «клинические исследования» присудили коллективу ученых за создание препарата трехкомпонентной таргетной терапии муковисцидоза. Анна Воронкова отметила роль каждого разработчика. Исследования молекулярного биолога Майкла Уолша позволили выяснить, что белок CFTR формирует хлорный канал в клетках. Майкл Уолш показал, что при частой мутации F508del белок не достигает мембраны, соответственно, в клетках не формируется хлорный канал. Ученый предположил, что функции белка можно восстановить медикаментозно. Биолог Хесус Гонсалес разработал метод флуоресцентного анализа, который позволил быстро и точно установить, работает ли уже сформированный хлорный канал или нет. Этот метод позволил повысить пропускную способность скринирования молекул-кандидатов. Благодаря ему стало возможно проводить исследования более чем 10 000 соединений в день, что значительно продвинуло диагностику заболевания. Работа клеточного биолога Пола Негулеску заложила основы создания трехкомпонентного препарата для лечения муковисцидоза.
У некоторых пациентов встречаются уникальные варианты в гене CFTR, которые еще не описаны в литературе. Анна Воронкова отметила, что даже в таких сложных случаях врачи имеют возможность персонализированно подобрать эффективный препарат. В распоряжении специалистов Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова есть тест форсколин-индуцированного набухания органоидов. Он позволяет определить, будет ли эффективна терапия у конкретного пациента, даже, если его варианты в гене CFTR встретились впервые.
Около 10% пациентов с муковисцидозом имеют патогенные варианты гена CFTR 1 или 7 класса. Им не подходит терапия существующими CFTR-модуляторами. Однако в настоящее время уже ведется 1/2 фаза клинических испытаний препарата ингаляционной терапии информационной РНК (мРНК). Цель препарата – доставить полноразмерную копию мРНК в клетки легких с помощью липидных наночастиц. Затем клетки легких будут использовать именно эти «инструкции» мРНК для создания функционального белка CFTR. Этот тип терапии может подходить любому человеку с муковисцидозом, независимо от его вариантов в гене CFTR.
Как отметила Анна Воронкова, будущее в лечении муковисцидоза ученые также связывают с технологиями редактирования генома CRISPR-Cas9.
Прогресс в терапии огромен, однако молодым людям, планирующим семью, следует помнить о возможностях профилактики наследственных болезней у детей. От 2 до 5% населения являются здоровыми носителями патогенных вариантов в гене CFTR.
«Мы рекомендуем всем, кто планирует вступить в брак, рожать детей, обследоваться на носительство вариантов в гене CFTR. Мы всегда говорим, что носитель – это здоровый человек, и он может не подозревать о своем статусе. Однако есть такие варианты гена, при которых может развиваться CFTR-ассоциированный панкреатит или бесплодие. Мы видим пациентов, которые во взрослом возрасте обращаются по поводу репродуктивных проблем, а в процессе диагностики выясняется, что они носители патогенных вариантов. В таких случаях обязательна консультация с генетиком», - подчеркнула Анна Воронкова.