Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова
115522, Москва,
ул. Москворечье, д. 1
Пн-Пт: с 9:00 до 17:00
Готовность анализов

Первые в России диагнозы наследственных заболеваний были установлены в ходе совместной работы МГНЦ и «Биотехнологического кампуса»

Совместная работа проводилась в рамках Национальной генетической инициативы «100 000 + Я». Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова выступил одним из ключевых медицинских партнеров проекта.

«Наша совместная работа привела к серьезному повышению диагностической эффективности. Кроме повышения скорости и точности молекулярной диагностики, наш подход позволил выявить тысячи случаев носительства патогенных мутаций у обоих родителей больных детей. Это информация очень важна, так как в случае принятия родителями решения о повторном рождении, имеются процедуры, которые обеспечат рождение здорового ребенка», – рассказал генеральный директор «Биотехнологического кампуса», научный руководитель Национальной генетической инициативы «100 000 + Я», д.б.н., профессор Константин Северинов.

К специалистам МГНЦ обратилась семья девочки с жалобами на эпилепсию, нарушение походки. Родители замечали, что девочка с рождения плохо спала, много плакала. До третьего класса девочка училась в общеобразовательной школе, но с четвертого класса была переведена на домашнее обучение. Молекулярное исследование позволило выявить патогенный вариант в гене CHD2. Сам ген был описан еще в 1997 году, а первые пациенты только спустя 15 лет. На сегодняшний день в мире описано около 300 случаев CHD2-ассоциированного нарушения развития нервной системы, в России ранее таких случаев описано не было. Благодаря полногеномным исследованиям в формате «трио» было установлено, что патогенный вариант возник de novo, то есть, случайным образом, он не выявлен ни у родителей пациентки, ни у ее сестер и братьев. Информация о точной молекулярной причине и статусах членов семьи дала возможность проведения дальнейшей персонализированной медико-генетической диагностики для каждого из них.

В другом случае в МГНЦ обратилась семья девочки возрасте 2,5 лет, у которой наблюдались задержка речевого развития и множественные пороки развития. Полногеномное тестирование в формате «трио» и дальнейшие исследования позволили выявить вероятно патогенный вариант в 25 интроне гена EFTUD2 и установить первый в России диагноз «мандибулофациальный дизостоз Гион-Алмейда».

«В мире описано чуть более 200 случаев этого заболевания. Особенность случая в том, что повреждение затронуло участок, отвечающий за процесс сплайсинга, в данном случае произошла поломка в интроне, которая привела к тому, что сборка кодирующих последовательностей для данного белка нарушилась. Это привело к потере функциональности белка и, как следствие, к ошибкам в сборке других последовательностей. В конечном итоге это и вызвало множественные пороки развития у пациентки. Таким образом удалось не только установить молекулярную причину заболевания в данной семье и описать новый патогенный вариант, но и объяснить причину возникновения пороков развития. Подобные исследования помогают как в диагностике конкретных пациентов, так и вносят значительный вклад в понимание функционирования генома в целом», – рассказала начальник информационно-аналитического отдела, заведующая лабораторией молекулярно-генетической диагностики №3 Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова, врач-лабораторный генетик, к.м.н. Оксана Рыжкова.

Полногеномные исследования, в том числе, в формате «трио», позволили установить другие редкие для всего мира диагнозы: синдром Янсен-де-Фрис (в мире описано менее 20 случаев, 3 из которых в России), синдром Хельсмуртел-Ван дер Аа (в мире зарегистрировано не более 300 пациентов, в России описано 4 случая), синдром Снейдерса Блока-Кампо (в мире описано 90 случаев заболевание, в России диагноз установлен впервые).

«Диагностика редких заболеваний — это сложный путь, который мы называем «диагностической одиссеей». Симптомы заболевания могут затрагивать разные органы и маскироваться под другие болезни, поэтому пациенты годами посещают различных специалистов без точного диагноза до обращения за помощью к врачу-генетику, специализация которого позволяет выявить «красные флаги» редких болезней и сложить разрозненные симптомы, как пазл, в целостную картину наследственного заболевания. В Медико-генетический научный центр поступают самые сложные случаи со всей России, и мы используем мультидисциплинарный подход для их решения. Еще 10-15 лет назад у нас не было инструментов для точной диагностики многих состояний. Сегодня революцию совершило полногеномное секвенирование — мощный метод, позволяющий находить причину заболевания там, где раньше мы были бессильны. Точный диагноз – это прекращение «диагностической одиссеи». Семья получает ясность и может сосредоточиться на лечении. Также это выбор правильной тактики ведения пациента: направление к нужным специалистам, подбор терапии и реабилитации. И самое главное для нас – профилактика для будущих поколений. Установив наследственную природу заболевания, мы можем рассчитать риск повторения тяжелой болезни в семье, предложить пренатальную диагностику, рекомендовать провести ЭКО с предимплантационным тестированием, чтобы ребенок не унаследовал заболевание, и обследовать родственников для выявления носителей, которые сами здоровы, но могут передать болезнь своим детям. Таким образом, точный диагноз – это ключ к лечению пациента и шанс на рождение здоровых детей в этой семье», – отметила заведующая Научно-консультативным отделом Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова, врач-генетик, д.м.н. Татьяна Маркова.