Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова
115522, Москва,
ул. Москворечье, д. 1
Пн-Пт: с 9:00 до 17:00
Готовность анализов

Новый выпуск подкаста, посвященный боковому амиотрофическому склерозу (БАС)

Боковой амиотрофический склероз (БАС) – редкое, неуклонно прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, которое характеризуется гибелью моторных нейронов. Болезнь приводит к нарушению работы мышц, в том числе, дыхательных, вплоть до параличей и атрофии мышц.

Заболеваемость БАС в мире составляет около 2 случаев на 100 000 населения в год. Болезнь чаще встречается у мужчин, чем у женщин, возрастной диапазон – от 20 до 80 лет. Скорость прогрессирования заболевания прямо пропорциональна возрасту. Увеличивает скорость развития тяжелых симптомов и наличие генетических вариантов, которые могут быть у 5-10 % заболевших.

Гости выпуска:

Мельник Евгения Александровна – врач-невролог консультативного отделения Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова, ведущий научный сотрудник научно-консультативного отдела МГНЦ, доцент кафедры генетики неврологических болезней Института высшего и дополнительного профессионального образования МГНЦ, к.м.н.

Никитин Сергей Сергеевич – врач-невролог, заведующий кафедрой генетики неврологических болезней Института высшего и дополнительного профессионального образования МГНЦ, председатель Общества специалистов по нервно-мышечным болезням, д.м.н., профессор

Точная причина БАС и сегодня остается неясной, отметила Евгения Мельник. «Специалисты сходятся во мнении, что в патогенезе БАС основную роль играет избыток глутаминовой кислоты, что приводит к перевозбуждению мотонейронов центральной нервной системы и их гибели за счет феномена эксайтотоксичность», – пояснила эксперт.

Также врач-невролог рассказала в каком возрасте чаще манифестирует заболевание. Возрастной диапазон у классического бокового амиотрофического склероза довольно широк – от юношеского до 80 лет. «Чаще всего спорадический БАС обнаруживается после 50-ти с пиком в 60 лет. При наследственных формах дебют болезни несколько раньше – в 47-52 года. Описаны случаи и, так называемого, ювенильного БАС, который манифестирует в возрасте до 25 лет», – пояснила Евгения Мельник.

По ее словам, среди семейных случаев 20% связаны с мутациями в гене SOD1. Молекулярно-генетический механизм заболевания связан с появлением в клетках большого количества четырехспиральной ДНК и РНК в гене C9orf72, что нарушает процесс транскрипции и синтеза белка. Также обнаружены мутации гена FUS (Fusion in Sarcoma – ген «слияния в саркоме»), которые связаны с наследственными формами БАС.

В последние годы благодаря развитию методов высокопроизводительного экзомного секвенирования накапливается все больше данных о моногенных формах БАС, преимущественно аутосомно-доминантных, рассказал Сергей Никитин.

«Моногенные формы обозначают как БАС с нумерацией по хронологии выделения форм: БАС-1, БАС-2 и так далее. Известно больше 100 генов, ассоциированных с БАС, но их вклад в общую структуру болезни не превышает 5-15 %», – подчеркнул профессор.

По его словам, пациентам с этим заболеванием нужно пройти молекулярно-генетическое тестирование. В первую очередь, это актуально для пациентов с семейным анамнезом, молодого возраста, с длительным течением заболевания.

Также Сергей Никитин подробно остановился на описании клинической картины БАС. Его первые признаки неспецифичны, появляются исподволь и на первых порах не привлекают внимание человека. Обычно болезнь начинается с асимметричных симптомов рассеянной локализации. Это может быть слабость мышц ноги или руки, судороги и спонтанные подергивания мышц. Позже появляется атрофия мышц кистей и стоп.

«Единожды появившись, слабость и атрофия прогрессирует и захватывает все больше разных мышц. Изменения сопровождаются фасцикуляциями, неловкостью и скованностью движений, спастикой, повышением сухожильных рефлексов. В зависимости от вовлечения разных уровней центральной нервной системы, появляется атрофия мышц языка, затрудняется речь, поражаются бульбарные мышцы, в связи с затруднением глотания увеличивается слюноотделение, и пациент может даже поперхнуться жидкой пищей», – пояснил эксперт МГНЦ.

Неоднородность клинической картины и совпадения с другими неврологическими заболеваниями осложняют диагностику БАС, особенно, на самых ранних стадиях болезни.

Чтобы поставить правильный диагноз врач опирается на клинический анализ, оценку состояния пациента и наличие признаков повреждения верхнего и нижнего двигательного нейрона. В настоящее время одним из основных доступных стандартных методов диагностики БАС остается электронейромиография, отметил Сергей Никитин.

Пока эффективного лечения БАС нет, терапия сводится к двум задачам – замедлить прогрессирование болезни и уменьшить выраженность отдельных симптомов, чтобы улучшить качество жизни пациентов.

Тем не менее научные изыскания продолжаются. Так, в клинических испытаниях при БАС были оценены больше 60 соединений с разными механизмами действия, но только три препарата из них были одобрены для применения: рилузол, эдаравон и AMX0035.

Помимо этого, недавно Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) одобрило препарат Тоферсен для лечения БАС с мутацией в гене SOD1. Предполагается, что препарат связывается с мРНК SOD1 и снижает синтез белка SOD1, что ослабляет токсическое усиление функции мутантного SOD1, рассказала Евгения Мельник.

«Препарат в максимальной дозе 100 мг продемонстрировал эффективность в снижении уровня белка SOD1 в спинномозговой жидкости и легких цепей нейрофиламентов в плазме, которые являются биомаркерами повреждения нейронов. У пациентов, получавших лечение, через 12-16 недель уровень нейрофиламентов снижался на 50%, улучшались функциональные возможности по клинической шкале ALSFRS-R и увеличивалась жизненная емкость легких», – подытожил Сергей Никитин.

В завершение беседы врачи-неврологи порекомендовали семьям, столкнувшимся с БАС, книгу Уллы-Карин Линдквист «Без руля и ветрил». Это поможет понять, что чувствуют и как живут люди, у кого диагностировали это заболевание.

«Начать эту книгу меня заставило осознание близости моего конца. Это вовсе не мемуары, как можно было бы подумать о книге такого рода. На самом деле это некий дневник моих размышлений и быстрых взлетов моей памяти, которые я записывала. А также некоторые разговоры и реальные наблюдения», – написала автор в предисловии.

Темы эпизода:

1. Каковы основные причины развития БАС 02:57-04:04

2. В каком возрасте чаще манифестирует заболевание 04:06-05:15

3. О семейных формах БАС 05:19-06:59

4. Всем ли пациентам с БАС необходимо проведение молекулярно-генетического тестирования? 07:00-07:09

5. Какова клиническая картина болезни. Какие основные симптомы характерны для БАС 07:16-09:42

6. Есть ли какие-нибудь клинические характеристики, помогающие сразу различить наследственный и спорадический БАС 09:48-10:39

7. Как сегодня проводится диагностика заболевания? 10:43-12:05

8. Какое место в диагностике БАС занимают другие методы исследования, такие как УЗИ мышц, транскраниальная магнитная стимуляция? 12:15-13:06

9. Немного о дифференциальной диагностике БАС 13:07-15:30

10 Как сегодня лечится БАС 15:36-19:22

11. О генетической терапии для пациентов с БАС 19:23-20:51

12. Имеются ли какие-либо различия в зарубежном и российском опыте лечения пациентов 19:24-21:11
 

Ведущая подкаста: Елена Абелева – кандидат биологических наук, заведующая организационно-методическим отделом ФГБНУ «Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова»
 

Послушать выпуск можно здесь:

Mave

Apple podcasts

Яндекс Музыка

ВКонтакте

Rutube