Новый выпуск подкаста: «Как понять, что мне или моему ребенку нужна психологическая помощь?»
Все предыдущие сезоны мы говорили о редких болезнях и о том, как их диагностировать, какие могут быть последствия, а также о современных методах терапии и профилактики орфанных заболеваний. Но мы не затрагивали одно из самых важных явлений – состояние души человека, живущего с редким заболеванием. Состояние души его родных и близких, семьи в целом.
В новом четвертом сезоне научно-популярного подкаста «На генном уровне» вместе с экспертами в студии попытаемся ответить на ряд вопросов: как справиться с бременем редких болезней? Как принять свой диагноз или диагноз своего ребенка? Какие на сегодняшний день существуют методики психологической помощи людям с орфанными заболеваниями? В каких случаях нужно обращаться к психологу?
В первом выпуске мы хотели бы остановиться на том, как понять, когда взрослому или ребенку необходима психологическая помощь, на какие «красные флаги» нужно обратить внимание и какова роль психолога в улучшении психоэмоционального состояния человека.
Гость выпуска:
- Левчина Анна Константиновна – клинический психолог консультативного отделения Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова, ассистент кафедры биоэтических проблем медицинской генетики Института высшего и дополнительного профессионального образования ФГБНУ «МГНЦ»
Кто такой клинический психолог и чем он отличается от психолога-консультанта, психотерапевта, психиатра?
Психолог-консультант – это специалист, который занимается исследованием психики и вопросами взаимоотношений между людьми, самооценки, самоопределения и самореализации, поиска себя и эмоциональной поддержки. Психологов можно найти в сфере образования (школьный психолог, психолог в университете, в детском саду), в сфере HR, в сфере корпоративной психологии и в частной практике.
Клинический или медицинский психолог – это специалист, который изучает психику, но не только в контексте здоровья, а также с точки зрения болезни. Он изучает патогенез, диагностику и психотерапевтические подходы к коррекции психических расстройств.
Можно сказать, что психолог-консультант работает с условной нормой и занимается классическими, «бытовыми» запросами, а клинический психолог работает с психическими расстройствами, такими как депрессия, тревожные расстройства, расстройства личности и др.
Врач-психиатр – это специалист, который закончил медицинский университет и имеет право назначать медицинские препараты. Клинический психолог не назначает лекарственные препараты и не может ставить диагноз.
Какую помощь может оказать клинический психолог?
Клинический психолог занимается оценкой и диагностикой психики человека, ведет психотерапию, т.е. нелекарственное лечение тех или иных расстройств психики, лечением с помощью слова. Важно понимать, что психотерапевт в общем понимании – это специалист, у которого есть психологическое образование и который прошел подготовку в определенном психотерапевтическом подходе, например, психоаналитический подход, гештальт-терапия и прочие.
Психолог, который не учился определенному психотерапевтическому подходу, не может быть психотерапевтом, а клинический психолог, который изучил такую модель, может называть себя психотерапевтом.
С какими проблемами чаще всего обращаются к клиническому психологу, в том числе орфанные пациенты?
Чаще всего обращаются с тревогой и депрессией, но, как мы понимаем, и тревога, и депрессия бывают разными: это могут быть проблемы с самооценкой, с самоопределением, чувством страха или пустоты, бессмысленностью жизни, проблемы взаимоотношений с друзьями, родственниками, супругами, детьми.
Если мы говорим про орфанных пациентов, то это еще и запрос на помощь в принятии диагноза и поддержку, поскольку, когда человек сталкивается с тяжелым диагнозом, или родитель сталкивается с диагнозом ребенка, то психика испытывает давление.
Как понять, что необходима помощь психолога? Есть ли какие-то «тревожные звоночки»?
Основными критериями необходимости обращения к специалисту являются выраженность и длительность переживаний. Если мы говорим про краткосрочную тревогу, с которой можно справиться, и которая не мешает функционированию в жизни, то это не повод идти к психологу.
У Всемирной организации здравоохранения есть отличное определение понятия психического здоровья – это не только отсутствие психических расстройств, но и состояние психического благополучия, которое помогает людям справляться со стрессовыми ситуациями в жизни и реализовывать свой потенциал. Соответственно, если у человека не получается реализовать свой потенциал, успешно учиться или работать, вносить вклад в жизнь общества и справляться со стрессовыми ситуациями, то любое из этих состояний является поводом обратиться к психологу.
Почему многие люди, испытывающие жизненные трудности, не решаются обратиться к специалисту?
Одна из основных проблем – это стигматизация и мифы, например, что психических расстройств не существует, депрессию можно вылечить посредством упорного физического труда и многие другие. Сюда же можно отнести формулировку, что сильные люди могут все преодолеть без посторонней помощи. В этом случае рекомендуется задать себе вопрос о желаемом качестве жизни. Порефлексировать над вопросами о том, сколько человек потратит усилий и будет страдать, прежде чем он придет к какому-либо ответу, или зачем держать проблему в себе, если существуют специалисты, которые помогают человеку справляться с трудностями?
Что происходит на психологической консультации?
Сессия с психологом – это, прежде всего, безопасное пространство для любых ваших мыслей и чувств. Психолог не осуждает, не критикует, не обижается, не делает никаких далеко идущих выводов, не делит эмоции на хорошие и плохие.
Иногда встреча начинается с того, что обсуждаются опасения пациента, а бывает так, что человек приходит и совсем не знает, что нужно говорить. В таком случае задача психолога – помочь пациенту понять, что его беспокоит.
После того, как сформулирована проблема, мы приступаем к важному шагу – к постановке целей. Чем они будут более конкретными, понятными, измеримыми и достижимыми, тем четче можно отслеживать прогресс терапии.
Есть ли различия между онлайн и очной психологической консультацией?
На мой взгляд, разницы нет, поскольку психотерапевт будет одинаково работать и использовать одинаковые методы вне зависимости от того, видит ли он пациента онлайн или лично.
Какова оптимальная частота посещения психолога?
Самая распространённая схема взаимодействия с психологом – один раз в неделю. Это классический режим психотерапии, под который адаптировано большинство протоколов работы.
В кризисных состояниях клиенту может требоваться несколько встреч в неделю, но частота встреч определяется индивидуально.
Есть ли у травмы «срок годности»?
В общем виде можно сказать, что психологическая травма – это стрессовое событие, которое превышает способности человека интегрировать эмоции и мысли, связанные с этим опытом.
Травма оставляет чувство беспомощности и бессилия, часто меняет взгляды человека на мир, и, как правило, не имеет «срока годности». В данном случае все зависит от адаптивных и регенеративных способностей психики.
Чаще всего процесс горевания длится один год, но воспоминания об этом событии оставляют следы на психике человека.
Как справиться родителю с потрясением, например, при постановке ребенку генетического диагноза?
Новость о диагнозе — это, безусловно, шок, поэтому правило номер один – быть среди людей и не оставаться одному.
Второй момент – человек не может перестать чувствовать горе, но он может его пережить.
Правило номер три – составить список мыслей, людей и занятий, которые могут помочь пережить горе и список того, что является преградой для восстановления психики.
Несколько слов о современных методах психотерапии?
На сегодняшний день известно достаточно много методов психотерапии, но мне нравится использовать в своей практике когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), основанную на когнитивном и поведенческом подходах, когда психотерапевт занимается и мыслями, и поведением пациента. В общей доказательной психологии этот метод занимает первое место, это золотой стандарт.
Также я часто использую терапию принятия и ответственности (АСТ-терапию, от англ. Acceptance and Commitment Therapy), которая лучше всего работает с орфанными пациентами.
В психоанализе ключевым тезисом является то, что мысли, чувства, поведение человека обусловлены некоторыми бессознательными процессами. Все происходящее на поверхности – результат взаимодействия и борьбы сил внутри психики. Задача психоанализа – помочь клиенту осознать этот внутренних конфликт и его проработать.
Еще одним популярным методом является гештальт-терапия, основная идея которого заключается в том, что все люди должны стремиться к целостности и полноте жизни. Достичь этой целостности мешают ситуации, которые человек проживает не до конца, т.е. где-то он сдерживает эмоции или отвергает свои потребности. Задача гештальт-терапии – помочь человеку осознать свой опыт и соединиться с эмоциями, которые он не прожил или прожил не до конца.
Психодрама – подход, когда на сессии с психологом пациент может по ролям разыграть конфликт и выплеснуть все эмоции.
Сколько нужно времени, чтобы почувствовать эффект от терапии?
Конечно, все индивидуально и зависит от конкретного запроса, но в среднем, на проработку одного запроса уходит 10-15 сессий.
Какие признаки в поведении ребенка должны насторожить родителей? Каков минимальный возраст ребенка, когда психолог может начать индивидуальную работу?
Единого минимального возраста начала терапии с ребенком нет, но обычно с 3-4 лет можно начинать сессии с психологом в сокращенном по времени формате. В таком возрасте обычно проводят игровую терапию, арт-терапию, психодраму. С детьми в возрасте 7-9 лет уже можно проводить полноценные сессии и использовать классические методы терапии.
Одним из признаков, что ребенок может работать с психологом, являются игры в воображении, когда он может во время игры использовать переходный предмет.
Следует отметить ряд признаков, когда ребенку может потребоваться психологическая помощь: резкое изменение в привычном поведении, вспышки агрессии, перемены в настроении: постоянная печаль или тревога. Тревожным «звоночком» может стать избегание каких-либо мест или людей, изменения в пищевых привычках и режиме сна.
Насторожить родителей может и плохая успеваемость в учебе, если это резкая перемена в поведении ребенка. Стабильно длительная плохая успеваемость тоже может стать поводом для посещения психолога.
Важный признак – взаимоотношения ребенка с людьми, т.е. как ребенок строит свое социальное окружение.
Прослушать выпуск можно на следующих стриминговых платформах: