Ксения Дмитриевна Краснопольская – крупнейший специалист в области наследственных болезней обмена веществ
Ксения Дмитриевна Краснопольская – признанный специалист в области медицинской генетики, долгие годы работала в Медико-генетическом научном центре имени академика Н.П. Бочкова. С ее именем связано целое направление в отечественной медицинской генетике – наследственные болезни обмена веществ (НБО).
Немного из трудовой биографии
Ксения Дмитриевна Краснопольская родилась 8 апреля 1937 года в Москве. Она рано потеряла родителей, поэтому детство было очень тяжелое, ей пришлось скитаться от одного родственника к другому. Училась в школе №125 в Советском районе, который в то время располагался в центре столицы.
После школы Ксения Краснопольская поступила в Первый Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова, который закончила в 1961 году. В том же году пошла работать в Институт атомной энергии АН СССР старшим лаборантом радиобиологического отдела. Затем, с 1963-го до середины 1966 года, трудилась аспирантом, а потом младшим научным сотрудником лаборатории биохимии Института вирусологии имени Д.И. Ивановского АМН СССР. Следующим местом работы К. Д. Краснопольской, с 1968 по 1971 год, стала лаборатория генетики психических болезней Института психиатрии имени П.Б. Ганнушкина МЗ РСФСР.
В Институт медицинской генетики АМН СССР, ныне Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова, К.Д. Краснопольская пришла в 1971 году на должность старшего научного сотрудника лаборатории биохимической генетики.
В 1976 году Ксения Дмитриевна защитила кандидатскую диссертацию «Изучение биологической активности фаговых нуклеиновых кислот», а в 1985-м – докторскую диссертацию на тему «Генетические основы и методы биохимической диагностики наследственных болезней обмена веществ».
Через 17 лет, в 1988-м, возглавила лабораторию биохимических программ, в создании которой принимала активное участие. Через несколько лет название изменилось на лабораторию наследственных болезней обмена веществ, но тематика осталась та же. И она навсегда осталась важнейшей частью жизни К.С. Краснопольской. Сегодня эта лаборатория одна из самых известных в нашей стране.
Упорство, энергия и энтузиазм
За сухими строчками биографии – кипящий энергией, бурлящий идеями, преданный науке и пациентам человек. Среди медицинских специальностей в России нет специалиста по нарушениям метаболизма, а вот за рубежом таких врачей стали готовить уже давно, ведь чтобы заниматься диагностикой и лечением болезней обмена веществ, необходимы особые знания и навыки. Ксения Дмитриевна стала одним из первых врачей-генетиков, занимающихся наследственными болезнями обмена веществ в нашей стране. И во многом она стала первооткрывателем. Это были и первая компьютерная программа – «рабочее место врача-генетика», и первые тесты по ферментной диагностике лизосомных болезней накопления, и первая конференция семей с мукополисахаридозами, и первые работы по ДНК-диагностике наследственных болезней обмена.
У К.Д. Краснопольской были соратники в других институтах, которые вместе с ней занимались болезнями обмена веществ – в Институте педиатрии и детской хирургии, Филатовской больнице. Она нашла единомышленников в Австрии и Голландии, Германии и Австралии. После поездок на конференции старалась все новые методы внедрить в практику, отправляла сотрудников на стажировку в разные страны.
В те годы тема диагностики наследственных болезней обмена веществ была новая, малоизвестная. Ведь было непонятно даже, как ставить диагноз этих заболеваний. Начинали с простого – проводили качественные тесты с мочой, разрабатывали простые методы тонкослойной хроматографии, то есть разделяли аминокислоты, олигосахариды, проводили электрофорез гликозаминогликанов. Методики собирали буквально по крупинкам.
Когда возможности увеличились, стали проводить ферментную диагностику и даже первые исследования по молекулярной генетике мукополисахаридозов.
Ксения Дмитриевна изучала частоту и геногеографию НБО в популяциях СССР, занималась разработкой и внедрением в практику медико-генетического консультирования этих заболеваний, а также внедрением биохимических диагностических программ – массовой, селективной и дородовой диагностики НБО.
Сегодня возможности диагностики наследственных болезней обмена веществ существенно изменились, но основы были заложены много лет назад и именно благодаря упорству и энергии К.Д. Краснопольской.
Изучение НБО – дело всей жизни
Исследованием наследственных нарушений обмена веществ, которые также называют врожденными ошибками метаболизма, К.Д. Краснопольская занималась все жизнь. На протяжении долгих лет она возглавляла лабораторию НБО в МГНЦ и сделала все, чтобы наследственные нарушения обмена веществ перестали быть заболеваниями, которые не могли ни диагностировать, ни лечить.
По мнению академика РАН, заслуженного деятеля науки РФ, научного руководителя Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова Евгения Константиновича Гинтера, который в то время был директором центра, К.Д. Краснопольская была крупнейшим специалистом в этой области. Она создала уникальный коллектив, и благодаря этому в нашей стране стали применять методы биохимической диагностики наследственных болезней.
Наследственные нарушения обмена веществ – очень сложная тема. Мало того, что этот класс наследственных болезней – один из самых обширных и включает около 1500 нозологических форм, но к тому же их число постоянно растет. Это не только заболевания, преимущественно очень тяжелые, это уникальные биологические модели ошибок метаболизма, которые являются важным инструментом познания метаболизма человека в норме. Именно на этих моделях ученые уяснили физиологическую и патологическую роль огромного числа метаболитов, установили множественные связи метаболических путей друг с другом, расшифровали и установили многие метаболические пути.
Для всех НБО характерен выраженный клинический полиморфизм, наличие гено- и фенокопий, что делает клиническую диагностику этих болезней крайне сложной. При этом лабораторное тестирование НБО требует особых навыков по интерпретации выявленных биохимических изменений.
Следствием этих важных открытий стала разработка методов эффективной каузальной терапии наследственных нарушений обмена веществ, многие их которых ранее считались некурабельными.
Ксения Дмитриевна всегда мечтала работать не только в лаборатории, но и помогать пациентам и их семьям. Она участвовала в приеме больных с наследственными болезнями, которые приезжали из разных концов Советского Союза. Ориентируясь на симптомы, полагаясь на свою интуицию и знания, она назначала лабораторные тесты и диагноз устанавливали в 25% случаев. На то время это было много, ведь технические возможности лаборатории были далеко не такие, как сейчас. Поэтому она многим смогла помочь, но, к сожалению, не всем, так как лаборатория была объективно ограничена в своих возможностях.
А в конце 1990-х годов было очень сложно работать, потому что не было реактивов и пробирок, не платили зарплату. Ксения Дмитриевна просила зарубежных коллег делиться методиками, реактивами, литературой.
В 1997 году она застала очень важный момент – появление ферментной заместительной терапии для болезни Гоше. В те годы это казалось чудом –первые дети начали лечиться от наследственного лизосомного заболевания. Сегодня все пациенты с болезнью Гоше и мукополисахаридозами в России получают лечение за счет государственных государства.
Практические меры
К.Д. Краснопольская активно занималась наукой и стала автором более 200 научных работ, которые получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом.
Много внимания она уделяла введению научных достижений в практику. В частности, работала над созданием программ диагностики, профилактики и лечения различных классов наследственных болезней обмена веществ. Именно благодаря стараниям Ксении Дмитриевны, в 1985 году у нас в стране начался скрининг на фенилкетонурию (ФКУ), а затем на врожденный гипотиреоз. Ученый была членом совета по программам скрининга при Министерстве здравоохранения СССР и одной из тех, кто продвигал идею о массовом обследовании новорожденных на заболевания НБО.
В начале 2000-х годов К.Д. Краснопольская стала одним из авторов комплексной программы «Профилактика детской инвалидности и медико-социальная помощь инвалидам и детям без попечения родителей, и подросткам с девиантным поведением». Ее фундаментальные познания в области наследственных болезней обмена веществ позволили разработать научную концепцию по борьбе с этой патологией и обосновать практические меры, включающие необходимость скрининговых исследований в группах риска по НБО, которые поддаются коррекции и лечению.
Таким образом, она внесла существенный вклад в становление пре- и постнатальной диагностики наследственных болезней обмена веществ в нашей стране.
Помимо этого, Ксения Дмитриевна занималась образовательной деятельностью. В архиве лаборатории остались рукописи ее лекций, которые она читала по всему Советскому Союзу, рассказывая врачам о болезнях обмена веществ, лизосомных заболеваниях.
Также она читала лекции для аспирантов и ординаторов МГНЦ, врачей-генетиков на кафедре медицинской генетики ЦИУВ. Под ее руководством защищено 16 кандидатских работ по специальности «Генетика».
«Человек, увлеченный своей работой»
Портрет Ксении Дмитриевны Краснопольской был бы не полным без воспоминаний ее сотрудников.
«Я попала в лабораторию Ксении Дмитриевны случайно – пришла с однокурсницей, которая хотела работать в Медико-генетическом центре, за компанию. Но получилось наоборот, я осталась работать, а однокурсница – нет. В лаборатории были замечательные сотрудники и заведующая – Ксения Дмитриевна Краснопольская – очень известный человек в сфере НБО. Она меня и «заразила» интересом к теме наследственных болезней обмена веществ», – рассказала ученица Ксении Дмитриевны, д.м.н, доцент Екатерина Юрьевна Захарова, которая после нее стала руководителем лаборатории. Сейчас Е.Ю. Захарова заведует уже Отделом молекулярных механизмов наследственных нарушений метаболизма Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова.
С легкой руки Ксении Дмитриевны начала свою трудовую деятельность и врач-лабораторный генетик, к.м.н. Елена Юрьевна Воскобоева. В 1992 году она заканчивала медико-биологический факультет 2-го Московского государственного медицинского института, сейчас Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, и занималась молекулярно-генетическими исследованиями в области ДНК-диагностики гемофилии В.
А так как Ксения Дмитриевна была заинтересована в развитии именно генетического направления, то молодой специалист Е.Ю. Воскобоева стала сотрудником лаборатории и начала заниматься анализом генов, связанных с наследственными нарушениями обмена веществ: мукополисахаридозы, лейкодистрофии и другие НБО.
По словам Елены Юрьевны, К.Д. Краснопольская работала очень скрупулезно и тщательно, и при этом у нее была удивительная интуиция.
«Она «накапливала» информацию об особенностях фенотипов и результатах анализов пациентов, с которыми она работала, создавала группы по клиническим признакам. Потом, когда становилось известно об открытии каких-то новых генов, а 90-е годы были настоящей эпохой таких открытий, она отправляла материал пациентов на анализ и попадала в точку! И это было очень здорово», – рассказала Елена Юрьевна.
Благодаря своему наставнику и научному руководителю, Е.Ю. Воскобоева защитила кандидатскую диссертацию, смогла поработать в нескольких лабораториях за рубежом.
«Это был человек, увлеченный своей работой, и который за свою команду по-настоящему «болел», – отметила Елена Юрьевна.
Вера Алексеевна Малахова, лаборант-исследователь, сотрудник, работала с К.Д. Краснопольской много лет. Она пришла работать в лабораторию биохимических программ в 1988 году.
«Ксения Дмитриевна четко знала, что нужно делать каждому сотруднику. Меня сразу направила на курсы, чтобы я с азов изучила работу. Такой подход был у нашего руководителя – сотрудники должны свой уровень профессиональный постоянно поднимать, не останавливаться на достигнутом. В лаборатории я занималась работой с клеточными культурами: культивировала фибробласты, амниоциты», – вспоминает Вера Алексеевна.
«В лаборатории была своя, особая, атмосфера. Мы дружно жили, и отдых вместе, и работа вместе. Как-то в отпуск поехали всем коллективом на Валаам на лодках», – поделилась приятными воспоминаниями Вера Алексеевна.
К сожалению, Ксения Дмитриевна не застала выхода в свет своей монографии, которую она писала последние пять лет жизни. Ее рукопись «Наследственные болезни обмена веществ» осталась незавершенной. По инициативе профессора, д.м.н. Н.П. Кулешова, ученики К.Д. Краснопольской подготовили монографию к печати, и в 2005 году издали этот труд. Спустя еще несколько лет сотрудники лаборатории также подготовили в память о Ксении Дмитриевне издания по лизосомным болезням и митохондриальным заболеваниям. Больше того, каждая из статей, которую сейчас публикуют сотрудники лаборатории, – это тоже продолжение ее труда. Даже несмотря на то, что ее фамилии и нет в авторах.
Ксения Дмитриевна многое успела. Только не успела создать метаболический центр, в котором бы лечили пациентов и проводились научные исследования по болезням обмена веществ. Если такой центр появится, то, без сомнения, он должен носить ее имя – Метаболический центр имени Ксении Дмитриевны Краснопольской.