20 июня – Всемирный день информированности о мышечной дистрофии Ландузи-Дежерина
20 июня – Всемирный день информированности о мышечной дистрофии Ландузи-Дежерина. Чаще это заболевание называют лице-лопаточно-плечевой мышечной дистрофией (ЛЛПМД), это одна из самых распространенных наследственных болезней мышц. В этот день пациенты с ЛЛПМД вместе со своими друзьями и родственниками выкладывают в социальные сети селфи с дольками апельсина, которые стали символом мышечной дистрофии Ландузи-Дежерина, и делятся своими историями, чтобы привлечь внимание к редкому диагнозу.
Точная частота встречаемости этого заболевания в России неизвестна. Однако по общемировым данным его распространенность оценивается в 1 случай на 8 000 – 20 000 населения. Исходя из этого можно предположить, что в нашей стране проживает около 7–10 тысяч пациентов с этим диагнозом.
ЛЛПМД названа мышечной дистрофией Ландузи-Дежерина в честь неврологов Теофиля Жозефа Ландузи и Джозефа Жюля Дежерина. Они одними из первых описали заболевание в 1884 году.
День информированности о ЛЛПМД впервые отмечался 20 июня 2016 года в Италии. Братья Марко и Сандро Бивиано, страдающие этим заболеванием, убедили итальянское правительство профинансировать создание системы телемедицины и ухода на дому для итальянских пациентов с ЛЛПМД. Кроме того, правительство страны объявило 20 июня, день рождения матери братьев и сестер Бивиано, днем пациентов с ЛЛПМД. Вскоре эта дата стала Всемирным днем информированности об этом заболевании.
На сегодняшний день известно два типа ЛЛПМД, которые не отличаются клиническими проявлениями, но имеют разную молекулярно-генетическую причину. Первый тип встречается гораздо чаще, он составляет порядка 95-97% от всех случаев ЛЛПМД.
В Медико-генетическом научном центре имени академика Н.П. Бочкова ведется реестр пациентов с ЛЛПМД обоих типов, который на сегодняшний день включает данные более чем 470 пациентов. Возраст возникновения симптомов очень вариабелен, первые признаки могут появиться как у детей в 3 года, так и у взрослых в 50 лет. Чаще всего первыми в патологический процесс вовлекаются мышцы лица: из-за их слабости пациент не может зажмуриться, собрать губы в трубочку. Однако далеко не все пациенты обращают внимание на эти симптомы и часто обращаются к докторам, когда возникла заметная слабость рук и ограничения при их подъеме. Как правило, у пациентов отмечаются «крыловидные» лопатки. Следом за мышцами верхних конечностей поражаются мышцы корпуса и ног, в связи с чем развивается особенная походка – пациенты переваливаются с ноги на ногу и при этом шлепают стопами.
Тем не менее необходимо помнить, что тяжесть течения ЛЛПМД очень вариабельна, в ряде случаев может проявляться исключительно поражением мышц лица.
Сегодня разные коллективы ученых по всему миру, в том числе в России, активно исследуют клинические и молекулярно-генетические аспекты данного заболевания. В Медико-генетическом научном центре имени академика Н.П. Бочкова работу ведут научные сотрудники отдела функциональной геномики и лаборатории нейрогенетики. В связи со сложным механизмом развития болезни долгое время молекулярно-генетическая диагностика была затруднена. Несколько лет назад в лаборатории функциональной геномики МГНЦ была разработана методика детекции сокращенных макросаттелитных повторов D4Z4 в сцеплении с пермиссивным гаплотипом, что позволило подтверждать диагноз ЛЛПМД 1-го типа молекулярно-генетическими методами.
Второй тип ЛЛПМД является заболеванием с уникальным дигенным типом наследования: помимо сокращенного числа повторов D4Z4 от 7 до 30, для развития заболевания необходимо наличие патогенного варианта в гене SMCHD1. Поэтому для диагностики 2-го типа ЛЛПМД важен комплексный подход, в котором, помимо вышеописанного анализа, применяются также методики поиска патогенных вариантов в генах-модификаторах хроматина и оценки уровня метилирования области D4Z4 4q. Анализ метилирования является важным диагностическим критерием, позволяющим отличать пациентов с ЛЛПМД 2-го типа, у которых выявляется особый паттерн гипометилирования, который не наблюдается у больных ЛЛПМД 1-го типа и здоровых людей. В дополнение к этому, данный анализ показывает особую прогностическую ценность, так как уровни метилирования у пациентов с ЛЛПМД 2-го типа коррелируют с выраженностью клинической картины.
Разработанный в МГНЦ комплексный подход уже позволил в нескольких случаях подтвердить или исключить предполагаемый диагноз ЛЛПМД 2-го типа. Так, были выявлены два пациента с вариантами в гене SMCHD1 с неизвестным клиническим значением. Нормальный уровень метилирования позволил однозначно исключить у этих пациентов ЛЛПМД 2-го типа. В пяти семьях, наоборот, комплексный анализ метилирования и сокращения числа повторов D4Z4 позволил подтвердить диагноз, несмотря на очень вариабельную тяжесть клинических проявлений у разных членов семей.
Дородовая диагностика ЛЛПМД остается сложной задачей для исследователей во всем мире. В отделе функциональной геномики МГНЦ ведется разработка системы, которая может применяться для этих целей.
Сайт европейского общества пациентов с миодистрофией Ландузи-Дежерина https://fshd-europe.info/
Сайт российского общества пациентов с миодистрофией Ландузи-Дежерина https://fshd-russia.ru/
Иллюстрация 2 с сайта Российского реестра пациентов с миодистрофией Ландузи-Дежерина https://fshd.med-gen.ru/

Иллюстрация 2