Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова
115522, Москва,
ул. Москворечье, д. 1
Пн-Пт: с 9:00 до 17:00
Eng Готовность анализов

Программа диагностики нейрофиброматоза МГНЦ позволила установить диагноз молекулярными методами 500 пациентам

Об этом рассказал на круглом столе «Нейрофиброматоз 18+: вызовы и возможности» заведующий лабораторией эпигенетики Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова, д.б.н. Владимир Стрельников.

Лаборатория эпигенетики МГНЦ ведет 2 программы бесплатной диагностики нейрофиброматоза:

  • программу бесплатной диагностики нейрофиброматоза 1 типа для детей до 18 лет с плексиформной нейрофибромой. Материал для исследования можно прислать из региона проживания пациента. В программу могут быть включены пациенты в возрасте от 2 до 18 лет с установленным клиническим диагнозом, имеющие российское гражданство, которым требуется патогенетическая терапия.
  • программу бесплатной диагностики для детей и взрослых с симптомами нейрофиброматоза и шванноматозов. Для участия в программе пациенту необходимо приехать на очную консультацию к врачам-генетикам центра.

На сегодняшний день 615 пациентов обратились в Общероссийскую программу диагностики нейрофиброматоза Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова, патогенные варианты гена NF1 удалось выявить стандартными методами ДНК-диагностики у 500 человек. Программа стартовала в МГНЦ в ноябре 2021 года, в среднем каждый день для молекулярного подтверждения диагноза в программу обращается 1 человек.

Причина развития нейрофиброматоза 1 типа – патогенные варианты в гене NF1, кодирующем белок нейрофибромин, который является одним из участников клеточного сигнального пути RAS/RAF/MEK/ERK, который участвует в пролиферации клеток и опухолевом росте.  Заболевание относится к факоматозам (греч. phakos – пятно), может затрагивать множество систем и органов, но в основном, нервную систему, поскольку именно там ген NF1 экспрессируется наиболее активно. Нейрофиброматоз 1 типа имеет доминантный тип наследования.

Одно из осложнений нейрофиброматоза – опухоль плексиформная нейрофиброма, которая может стать жизнеугрожающей. Часто опухоль оказывается неоперабельной, однако для лечения разработан таргетный препарат, который доступен детям благодаря фонду «Круг добра». Для его назначения необходимо молекулярное подтверждение диагноза.

Патогенные варианты, которые приводят к заболеванию, удается установить практически в 80% случаев, в 20% случаев молекулярная причина остается невыявленной. Для таких случаев специалисты лаборатории эпигенетики Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова разработали подход на основе анализа РНК, который позволяет косвенно подтверждать наличие патогенного варианта гена NF1. РНК-диагностика дополняет диагностическую программу нейрофиброматоза Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова. Всем обратившимся пациентам с подозрением на это заболевание сначала выполняется поиск частых патогенных вариантов, точковых мутаций и делеций методами NGS и MLPA. Если диагноз не удалось подтвердить, тогда специалисты переходят к третьему этапу, к РНК-исследованию.

«Нейрофиброматоз – аутосомно-доминантное заболевание, для его развития достаточно патогенного варианта только на одном из аллелей. Анализ РНК позволяет выявить аллельный дисбаланс, то есть, повреждение одного из аллелей гена, которое говорит о том, что нарушен белок нейрофибромин. Этого достаточно для подтверждения диагноза, а соответственно, должно быть достаточным основанием для назначения лечения», - рассказал на круглом столе заведующий лабораторией эпигенетики МГНЦ, д.б.н. Владимир Стрельников.

Плексиформная нейрофиброма по разным литературным данным встречается у каждого 2 – 3 пациента. Она часто становится причиной болевого синдрома. В зависимости от места расположения может также быть причиной расстройства функции дыхания, осложнений со стороны органов зрения, нарушений функции мочевого пузыря и кишечника, двигательной функции, разрушения костной ткани. В основном, она впервые проявляется в детском возрасте, в более редких случаях – в подростковом. Однако другие типы опухолей могут впервые проявиться именно у взрослых пациентов. Это могут быть злокачественные новообразования из оболочек периферических нервов, саркомы мягких тканей и ряд других жизнеугрожающих опухолей. Поэтому клинический мониторинг новообразований у пациентов с нейрофиброматозом крайне важен.

«Доброкачественные опухоли значительно ухудшают качество жизни пациентов и в 10% случаях могут озлокачествляться. После хирургического удаления может возникать рецидив роста новообразования уже у взрослых пациентов. При планировании перехода из детской во взрослую службу здравоохранения в возрасте от 15 до 18 лет необходимо обязательно выполнить МРТ всего тела, необходимо наладить взаимодействие между неврологами, которые будут вести взрослых пациентов», - рассказала невролог-эпилептолог, руководитель Центра факоматозов НИКИ педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева РНИМУ им. Н.И. Пирогова Марина Дорофеева.

Также специалисты должны помнить о сочетании патологий – важно отслеживать не только опухолевый процесс, но и другие патологические изменения.

«Пациенты могут сталкиваться с тяжелыми нарушениями обмена витамина Д, патологиями костной ткани, зачастую это нарушения роста, при которых нужна помощь эндокринолога. Врач, который наблюдает пациента в детском возрасте, должен при передаче его во взрослую сеть предоставить четкую выписку истории болезни с указанием всех диагнозов и дать рекомендации по дальнейшему мониторингу. На мой взгляд, с этим сегодня проблемы. Те выписные эпикризы, которые сегодня формируют врачи, зачастую неинформативны. Объем необходимого мониторинга, согласно европейским рекомендациям, меняется в зависимости от возраста. Такие методы, как когерентная томография, возможно, теряют свою значимость у взрослых, однако становится крайне важным МРТ для поиска опухолей, а также ПЭТ КТ для постановки дифференциального диагноза. Такой скрининг показан при переводе во взрослую сеть. Также важно, чтобы у пациента был постоянный координатор, который будет планировать объем обследований и методы терапии. Таким координатором может быть онколог, невролог, педиатр, генетик, главное, чтобы он имел необходимые компетенции», - рассказала врач-гематолог, онколог, заведующая отделением химиотерапии онкогематологических заболеваний и трансплантации костного мозга для детей НМИЦ им. В. А. Алмазова Юлия Диникина.

Сегодня 450 детей с нейрофиброматозом 1 типа получают препарат селумитиниб для лечения неоперабельной плексиформной нейрофибромы за счет средств фонда «Круг добра», из них 37 пациентов в следующем году выйдут во взрослую сеть, и обязанность по лекарственному обеспечению перейдет к регионам.

«Мы активно готовимся к этому переходу, пишем письма, сообщаем о наших пациентах, чтобы регионы могли рассчитывать бюджет уже сегодня. Кроме того, важно наладить взаимодействие врачей, которые будут вести этих пациентов, внутри федеральных округов.  Сегодня мы ищем возможности для комплексного обследования наших пациентов, создания маршрутизации по телемедицинским консультациям для врачей из регионов, особенно по пациентам со злокачественными опухолями, а также специалистов, которые будут готовы вести пациентов, проходящих лечение плексиформной нейрофибромы. Терапия имеет побочные эффекты, которые требуют оперативного купирования, чтобы не создавалось перерывов в лечении», - рассказала учредитель Межрегиональной общественной организации содействия помощи пациентам с нейрофиброматозом “22/17” Анна Чистопрудова.