Research Centre for Medical Genetics
1 Moskvorechye St,
Moscow 115522, Russian Federation
Mo-Fr: 9:00 - 17:00
Рус

Описан первый в России клинический случай многолокусного нарушения импринтинга

Совместная статья специалистов лаборатории эпигенетики МГНЦ, НМИЦ эндокринологии, РНИМУ имени Н.И.Пирогова опубликована в журнале «Российский вестник перинатологии и педиатрии». 

Семья 12-летнего пациента обратилась в НМИЦ эндокринологии с жалобами на выраженное ожирение и отсутствие фразовой речи. По результатам обследования у пациента установлено ожирение 3 степени, осложненное сахарным диабетом 2 типа, дислипидемией, неалкогольной жировой болезнью печени в стадии стеатогепатита низкой степени активности.

С первого года жизни выявлялась избыточная масса тела на фоне полифагии и задержки психомоторного развития при хороших темпах роста. В возрасте 2,5 лет врач – генетик заподозрил синдром Прадера – Вилли, позже был заподозрен синдром Темпл, однако молекулярные исследования и хромосомный микроматричный анализ не подтвердили ни тот, ни другой диагноз.  Следовало провести дообследование на другие болезни геномного импринтинга, в связи с чем биоматериал пациента был направлен в МГНЦ. Специалисты лаборатории эпигенетики выявили изменения более чем в одном дифференциально метилированном регионе, что характерно для многолокусного нарушения импринтинга. Выявлены аномалии метилирования регионов, характерные для синдромов Рассела-Сильвера 1 типа, Темпл, транзиторного неонатального сахарного диабета и синдрома Ангельмана. Клинические проявления включали частичное пересечение характерных для этих заболеваний основных и дополнительных признаков, что показывает полифенизм при многолокусном нарушении импринтинга. Точная диагностика таких случаев крайне важна, поскольку в семье повышен риск повторного рождения ребенка с болезнями геномного импринтинга.

При многолокусном нарушении импринтинга специалисты рекомендуют поиск мутаций в генах NLRP2, NLRP5, NLRP7, KHDC3L, OOEP, PADI6, TLE6, UHRF1, ZFP57, ARID4A, ZAR1, ZNF445, TRIM28 не только у самого пациента, но и у его родителей.