Research Centre for Medical Genetics
1 Moskvorechye St,
Moscow 115522, Russian Federation
Mo-Fr: 9:00 - 17:00
Рус

Анатолий Арсеньевич Ревазов – яркая комета на небосклоне генетики

Анатолий Арсеньевич Ревазов родился 6 декабря 1938 года на Арбате в Москве. В годы Великой Отечественной войны его семья жила в эвакуации в Перми, затем некоторое время в киргизском городе Фрунзе, теперь это Бишкек. В 1947 году Ревазовы вернулись в столицу.

Немного из биографии

В школе у мальчика были пятерки по биологии и истории, именно эти предметы интересовали школьника. И это пригодилось в будущем при выборе научных исследований.

В 1956 году Анатолий Арсеньевич поступил в I МОЛГМИ, сейчас – Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. И уже на первом курсе студент Ревазов начал посещать лекции по генетике. Читали лекции все, кого сейчас называют столпами не только отечественной, но и мировой генетики, в частности, Владимир Владимирович Сахаров, Борис Николаевич Сидоров, Николай Николаевич Соколов, Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, Александра Алексеевна Прокофьева-Бельговская.

В 1962 году А.А. Ревазов закончил институт, а в 1963-1966 годах проходил аспирантуру в Институте морфологии человека АМН СССР. Затем два года трудился ассистентом кафедры генетики медико-биологического факультета II МОЛГМИ имени Н.И Пирогова.

С 1970 года молодой специалист перешел на работу в Институт медицинской генетики (ИМГ) АМН СССР, теперь это Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова. Здесь он защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Первую в 1971 году на тему «Кариологическое и генеалогическое исследование детей олигофренов диспластиков», вторую – на тему «Динамика параметров генетической структуры и наследственной отягощенности в современных популяциях человека» в 1985 году.

В июне 1989 года на 51 году Анатолий Арсеньевич Ревазов скоропостижно ушел из жизни.

Сфера научных интересов

Основным направлением исследований А.А. Ревазова стала популяционная генетика человека. Он проделал серьезную работу, посвященную изучению основных популяционных характеристик населения русского Севера.

Значительное место в исследованиях занимала связь между динамикой редкой наследственной патологии и популяционными структурами населения.

Ученый предложил и реализовал метод оценки размера элементарной менделевской популяции с помощью машинного моделирования, впервые описал распределение ряда генетических маркеров для северной части России, обнаружил геноклин, то есть постепенное снижение частоты определенного генотипа (аллеля) в пределах популяции, с севера на юг по системе АВО.

Ряд работ Анатолия Арсеньевича посвящен анализу распространенности наследственных болезней в Средней Азии и связи характера их распространенности с особенностями популяционной структуры, обнаружен новый тип миграции на большие расстояния, но без снижения среднего коэффициента родства в популяции.

В результате исследований показана сходная суммарная величина отягощенности менделирующими наследственными заболеваниями в русских и среднеазиатских популяциях. Однако, если в республиках Средней Азии более 70% больных страдают аутосомно-рецессивными формами, то в России, в частности, в Костромской области, большая часть, более 60%, менделирующих болезней представлена аутосомно-доминантными и Х-сцепленными формами.

Оригинальные методы

Методы изучения генетической структуры популяций достаточно большой численности с помощью анализа родословных начала разрабатывать группа ученых из лаборатории популяционных исследований. Одновременно разными методами изучалась структура генетического груза в русских северных популяциях, рассказал руководитель лаборатории, заслуженный деятель науки РФ, академик РАН, научный руководитель Медико-генетического научного центра Евгений Константинович Гинтер. Впервые в институте были использованы компьютерные программы для анализа обширного генеалогического материала, насчитывавшего тысячи и десятки тысяч человек, для оценки компонентов инбридинга и других характеристик российских популяций.

«Володя Пасеков и Анатолий Ревазов начали проводить экспедиции на север России, пытаясь изучить генетическую структуру популяции русских. Они придумали некоторые методы, которые на самом деле были абсолютно оригинальными. В частности, как изучить уровень инбридинга, то есть, кровного родства в популяции? Они стали использовать большие родословные», – пояснил Евгений Константинович.

Вот что пишет в своей книге «Дед Арсен и его семья» супруга ученого, генетик, к.м.н., д.б.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Юлия Анатольевна Ревазова: «Толя с коллегами изучили почти весь Север, где было очень интересно работать: там же войны как таковой не было, церкви не жгли, и архивы церковные сохранились. Там можно было копать до 5-6 поколения и определить частоту возникновения тех или иных наследственных патологических отклонений.

Эти исследования имели важное значения для организации здравоохранения, потому что становилось ясно, каких врачей туда нужно посылать, а каких не нужно. Это было очень непростым налаживанием медико-генетической службы в ее первозданном виде».

Детальное исследование родоплеменной структуры Туркмении, которое проводил с коллегами А.А. Ревазов, было пионерским. Таким мнением поделилась заведующая лабораторией популяционной генетики человека МГНЦ, д.б.н., профессор Елена Владимировна Балановская: «Столь же новой и необычайно глубокой была работа по изучению генофонда Русского Севера. Им было проведено уникальное субтотальное (то есть всего населения, а не выборки) изучение генофонда деревень Архангельской области, для которых были созданы огромные разветвленные родословные. Этого выдающегося ученого можно сравнить с яркой кометой на «небосклоне» популяционной генетики».

Благодаря этим масштабным исследованиям, ученые сделали интересные выводы. Выяснилось, например, что в русских популяциях частота кровного родства не такая низкая, как могло казаться, несмотря на то, что русские его избегают. Дело в том, что, начиная с третьего поколения, они уже переставали себя считать родственниками. В результате накапливался инбридинг. И оказывалось, что в значительной части семей родители являются родственниками, хотя и многократно отдаленными.

«Уверен в себе и неприхотлив в экспедициях»

 «При создании Института медицинской генетики на базе Института экспериментальной биологии АМН СССР в него перешла лаборатория цитогенетики человека, которой руководила Александра Алексеевна Прокофьева-Бельговская. У нее работал Анатолий Арсеньевич Ревазов, который после успешной защиты кандидатской диссертации проявил интерес к популяционной генетике. Пусковой точкой интереса стало знакомство с методом оценивания коэффициента инбридинга популяции по данным о частоте изонимных браков, не требующим дорогостоящих исследований. В 1971 году он вместе с коллегой-цитогенетиком Киром Николаевичем Гринбергом поехал в ознакомительную командировку в Архангельскую область, чтобы оценить перспективы изучения инбридинга по архивным данным», – рассказал Владимир Петрович Пасеков, который был в то время научным сотрудником лаборатории генетики человека ИМГ АМН СССР. По его словам, Анатолий Арсеньевич был уверенным в себе человеком, при этом простым в общении и неприхотливым в экспедиционном быту.

Дальние поездки на север России, в Среднюю Азию, были регулярными, подтвердила и ведущий специалист организационно-методического отдела МГНЦ, к.б.н. Лариса Валентиновна Тарлычева.

Во время, зачастую, очень непростых экспедиций, Анатолий Арсеньевич всегда поддерживал дух коллектива, очень чутко улавливая настроение молодых ученых, умело выводя их из состояний отчаяния или физического дискомфорта. Это он умел делать разнообразными способами.

«Однажды в городе Карши в Узбекистане мы на постое отчаянно мерзли, ведь зимой в среднеазиатском доме не очень комфортно, и настроение было, как говорится, на нуле. Анатолий Арсеньевич купил на базаре дешевый сувенирный азиатский расписной бубен и устроил вечер танцев и русского романса. Было очень весело, настроение улучшилось и работу мы с энтузиазмом продолжили», – привела пример Лариса Валентиновна.

Анатолий Арсеньевич уважал своих подчиненных, поощрял их способности и мог в лекции или научной дискуссии использовать чью-то удачную формулировку, оригинально сформулированное определение, не забывая сослаться на фамилию автора, добавила она еще несколько штрихов к портрету А.А. Ревазова.

«Анатолий Арсеньевич Ревазов, с которым свела меня судьба в Институте медицинской генетики АМН СССР, не просто ввел меня в мир науки, но и стал другом и учителем жизни», – подытожила Лариса Валентиновна.

Источники: «ФГБНУ «Медико-генетический научный центр» Краткая история. Под редакцией академика РАН Е. К. Гинтера»

Сборник воспоминаний. МГНЦ: Живая нить истории медицинской генетики. Под редакцией члена-корреспондента РАН С.И. Куцева

Ю. А. Ревазова «Дед Арсен и его семья»